1869 - после 1917
Артистка оперетты (меццо-сопрано), эстрады, исполнительница цыганских романсов
Настоящая фамилия - Магазинер. Юность певицы прошла на Украине. В
15 лет она уже работала хористкой в оперной антрепризе М. Медведева в
Харькове. Дебютировала в 1886 году в эпизодической роли в опере А.
Серова <Юдифь>. Через некоторое время стала одной из ведущих
оперных певиц Киева. После четырех лет работы в опере стала выступать в
оперетте. Была любимицей публики Киева, Одессы, Москвы, Петербурга
(дебют - в 1895 г.) Пела Периколу в оперетте Ж. Оффенбаха <Птички
певчие>, Саффи в <Цыганском бароне> И. Штрауса, Мимозу в
<Гейше> и другие ведущие партии. Вместе с <Королем цыганского
романса> Сашей Давыдовым (роль Антипа) была одной из лучших
исполнительниц роли Стеши в оперетте-мозаике <Цыганские песни в
лицах>. С огромным успехом пела партию Зины в оперетте-мозаике Н. Г.
Северского <Цыганские романсы в лицах>. После триумфальных
гастролей во многих городах России стала опереточной звездой номер один в
стране рубежа XIX-XX веков. Артистка была одной из первых, кто начал
выступать на концертной эстраде с исполнением романсов. В 1910-ых годах
она активно гастролирует по городам России с концертными программами,
состоящими из русских и цыганских романсов, работает в лучших
музыкальных театрах Киева, Одессы, выступает в концертах вместе с
цыганскими исполнителями, много записывается на граммофонные пластинки
вплоть до 1917 года. Как сложилась судьба Раисы Раисовой после
революции, неизвестно.
<Я слушал Вяльцеву - в первый раз после окончания курса в
гимназии, когда мы ездили с Гуном в Москву. Она мне необыкновенно не
понравилась. Еврейка Раисова неизмеримо лучше>.
А. Блок. Из письма 5 августа 1912 года
<Красивым, грудным, бархатным голосом пела Раисова эту
партию> (О партии Зины в оперетте-мозаике Н. Г. Северского
<Цыганские романсы в лицах>).
О. П. Грекова-Дашковская. <Старые мастера оперетты>